ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
§ 1. ОБЩИЕ ЗАВИСИМОСТИ
Для нормальной работы поршневого двигателя необходимо во избежание перегрева отводить от него некоторое количество тепла либо непосредственно в окружающий воздух, (у двигателей воздушного охлаждения), либо в охлаждающую жидкость, обычно в воду (у двигателей жидкостного охлаждения), от которой в свою очередь тепло передается в воздух при помощи радиаторов. Температура жидкости (у двигателей водяного охлаждения ) или головок цилиндров (у двигателей воздушного охлаждения) не должна превышать определенной величины. Для регулирования температуры применяются заслонки, оперируя которыми можно пропускать большее или меньшее количество воздуха сквозь юбку капота или туннель радиатора. Одной из первых задач испытаний винтомоторной группы является проверка достаточности охлаждающих устройств.
Так как двигатель должен нормально работать в любых условиях, а наиболее тяжелые условия охлаждения получаются, естественно’, при высоких температурах наружного воздуха, то охлаждение рассчитывается и проверяется обычно не в условиях стандартной атмосферы (СА), а в так называемых «расчетных атмосферных температурных условиях» (РАТУ, см. гл. I).
Эффективность охлаждения определяется балансом теплоотдачи двигателя и теплоотдачи охлаждающих устройств. Теплоотдача двигателя зависит от очень большого числа факторов, главными из которых являются мощность и температура охлаждающей среды. Для двигателей водяного охлаждения обычно принимают, что теплоотдача двигателя равна
QB = CBN?(AB-tB), (19.1)
где QB—теплоотдача двигателя в воду;
Ne — эффективная мощность двигателя; tB — температура воды, выходящей из рубашек двигателя; т — показатель;
Св и Ав — некоторые постоянные.
Физическое значение постоянной Ав легко объяснить. Теплоотдача в воду пропорциональна разности между температурой стенок и температурой воды; таким образом постоянная Ав есть некоторая средняя эффективная температура стенок. Показатель пг колеблется в пределах от 0,5 до 0,65, постоянная — в пределах от 280° до 500° С, а постоянная Св зависит от типа двигателя. Аналогичная формула принимается и для двигателей воздушного охлаждения, только вместо tB надо подставить температуру головок цилиндров /г, а вместо Ав — величину Аг, которая колеблется в пределах от 600° до 800° С.
Кроме теплоотдачи в воздух и в воду, трущиеся детали двигателя отдают тепло в масло. Это тепло тоже необходимо отвести. Теплоотдача в масло зависит от ряда факторов, в том числе от температуры охлаждающей воды. Обычно принимают для теплоотдачи такую зависимость:
Q^CKN?(Au + BJ,-tM), (19.2)
где /м — температура масла, выходящего из двигателя. Показатель пг имеет среднее значение порядка 0,25, коэффициент А^— порядка 200°, коэффициент Вм — порядка 1.
Тепло, полученное водой или маслом, рассеивается в (окружающий воздух при помощи радиатора, который в настоящее время, как правило, ставится в туннеле с регулируемыми заслонками; для водяных радиаторов теплоотдача пропорциональна площади охлаждения 5Р и перепаду температур
Qv=kSp(tB — tH), (19.3)
где tn—температура наружного воздуха.
Теория подобия тепловых процессов утверждает, что критерий = Для теплоотдачи от стенок к воздуху есть
, п ЗбООг^К т d п 3fi00 cpg
функция двух критериев Ре =———- ^—— и Рг =—— :
А (X
k-£=f(Pe, Pr), (19.4)
где ку —-коэффициент теплоотдачи от стенок трубок к воздуху; d — диаметр трубок радиатора;
X— коэффициент теплопроводности для воздуха;
Vj —скорость в трубках радиатора; у —плотность воздуха;
—теплоемкости при постоянном давлении; р —коэффициент вязкости воздуха.
29 772
Критерий Рг для воздуха есть почти постоянная величина и ее влиянием можно пренебречь. Таким образом можно считать, что
, ____ X г I ЗбООс^У^
‘""Т7 [ я /
Многочисленные эксперименты показывают, что с достаточной степенью точности можно считать
k, = С2 X — (^ Ж()ср<у1^у = сх (т VJ1 = СУП (Та)“, (19.5)
где п — показатель степени;
V — скорость самолета;
а =^—-коэффициент расхода;*
Са и (^ — некоторые постоянные.
Коэффициент расхода есть функция геометрической формы радиатора и туннеля, т. е. для данного туннеля — функция
угла открытия заслонки. Обычно в качестве параметра, характеризующего степень открытия заслонок, принимают относительную площадь выходного отверстия
где FВЫХ — площадь
выходного отверстия; F—фронтовая площадь радиатора. Зависимость коэффициента расхода от степени открытия заслонок обычно имеет вид кривой, показанной на фиг. 19. 1.
Строго говоря, закон подобия (19.4) и формула (19.5) справедливы только для одной части общего коэффициента теплопередачи k — именно для коэффициента kt теплоотдачи от стенки к воздуху. Значение k надо получать из формулы
где Ь — толщина стенок трубок;
— коэффициент теплопроводности металла стенок;
^ — коэффициент теплоотдачи от воды к стенкам.
Но k2 и — значительно больше &ь поэтому с достаточной
степенью точности можно формулу (19.5) применять к полному коэффициенту теплопередачи k.
Далее, под tBy строго говоря, надо понимать полусумму температур воды на входе и выходе из радиатора. Однако обычно за tB принимают температуру на входе, что сводится к некоторому изменению значения коэффициента k. Показатель п имеет среднее значение порядка 0,3.
Для масляных радиаторов мы должны иметь аналогичную формулу, так как она основана на теории подобия. Однако в случае масляных радиаторов появляется совершенно новое явление, связанное с загустеванием масла в отдельных пазухах и застойных углах, получающихся в месте стыков перегородок с обечайками и стенками. Вследствие этого коэффициент теплопередачи для масляных радиаторов зависит от температуры наружного воздуха и формулу (19. 3) приходится писать так:
Qp = kSv (tM — tH){D + tH), (19.6)
где k по-прежнему определяется формулой (19. 5). Коэффициент/) имеет значение порядка 150.
Наконец, в случае двигателя воздушного охлаждения мы имеем для теплоотдачи в воздух аналогичную формулу
Q = kS(tr—t„)9 (19.7)
где коэффициент k подчиняется тем же зависимостям, что и в формуле (19.5). Роль заслонок туннеля радиатора здесь играют заслонки юбки капота.
Теперь мы имеем все зависимости, позволяющие проанализировать вопрос об изменении температуры головок цилиндров, масла и воды при изменении температуры наружного воздуха.
Обычно расчетным случаем для оценки охлаждающих устройств считают полет на максимально допустимой мощности двигателя; при этом различают два случая: установившийся горизонтальный полет на режиме максимальной